Посмотрел фильм "Царство небесное" 2005 года Риддли Скотта. На мой взгляд фильм исследует тему религии и веры.
Между ними есть определенная грань и режиссер пытается ее показать зрителю. В качестве примера религии можно привести цитату: "Церковь — это дело рук людских". А в качестве веры: "Король может требовать повиновения, отец послушания, но запомни, кто бы ни был государем, владыкой, ты один в ответе за свою душу. И как бы ты ни играл, кто бы тобой ни играл, твоя душа в твоих руках; даже если над тобой стояли короли и ты исполнял их волю, перед ликом Господним ты не сможешь сказать: «Мне приказывали поступать так», или «Честь и достоинство тогда было не в моде» — это не будет оправданием. Запомни это". Тут явная отсылка к трем искушениям, одно из которых искушение властью.
Также грань между религией и верой показана в приоритетах героев. Одни из них сражаются за Иерусалим как за территорию (религия), другие сражаются за людей живущих в нем и готовы легко отдать территорию, обменяв ее на жизни детей, стариков и воинов (вера). Одни используют религию чтобы продемонстрировать превосходство: городской священник обезглавил жену своего брата Балиана, потому что она наложила на себя руки. Другие используют веру чтобы найти себя и свой путь: "Как ты можешь быть в аду, если ты в моём сердце?" (Балиан)
Этот фильм о "Царстве небесном", которое также имеет две грани, Иерусалим как царство небесное (то есть сам город, за который ведутся бои), а еще царство небесное это духовный мир, мир наших человеческих поступков, а в сюжете показана эволюция главного героя Балиана, который продвигается из материального мира в духовный. В начале фильма он убивает своего брата, а затем, в конце, проявляет милость против своего врага, а также спасает большое количество людей от гибели.
Между прочим со времен крестовых походов, 1095 и 1271 года, по мотивам которых был снят этот фильм, ничего не изменилось. Например конфликт России и Украины, ведь там люди воют за территории, разве нет? Мы живем в том же Царстве небесном, только в каком - каждый решает сам.
Отдельно хотел бы отметить игру сирийского актера, игравшего Салах-ад-Дина, предводителя мусульман, а еще Эдварда Нортона, лицо которого в киноленте не было показано, однако энергию короля он передал бесподобно. Ведь он даже в страданиях и муках болезни оставался сильным и праведным королем.
— Что для тебя Иерусалим? (Балиан)
— Ничего… и весь МИР! (Салах-ад-Дин)